Законопроекты о цензуре в Интернете: «Черные дни» интернета приближаются?

Автор: | 08.09.2012

Середина лета 2012 года выдалась необычайно жаркой для Рунета и для пользователей с Украины.

Скандальный законопроект под №89417-6 стал причиной громких заявлений и даже демонстративных акций со стороны некоторых крупных интернет-ресурсов. С 28 июля законопроект превратился в Федеральный закон № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет».

Противники закона не безосновательно опасались и опасаются, что под безобидным, даже благородным названием может скрываться отличный инструмент для блокирования неугодных ресурсов, теперь на вполне законном основании.

Угроза введения цензуры в интернете будоражит виртуальные сообщества с момента обнародования печально известных американских законопроектов SOPA/PIPA. Причем законодатели разных стран постоянно мечутся между цензурой контента, имеющего законных правообладателей, и цензурой контента вообще.

В Украине вопросы введения законодательного регулирования доступа в Интернет начали активно муссироваться после апрельских терактов в Днепропетровске. Как заявили тогда силовики, подрывники-самоучки воспользовались инструкциями из интернета для создания взрывных устройств. Давая комментарии газете «Бизнес» (№25 от 18.06.2012), представитель Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью Геннадий Москаль заявил: «Я уже давно написал законопроект об электронной торговле, но Верховная Рада не заинтересована в урегулировании этой сферы… Контролироваться должна не только торговля, но и размещение экстремистской информации. В структуре МВД действует целое подразделение по борьбе с киберпреступностью. Вот оно и должно заниматься пресечением соответствующих правонарушений.»

Однако во что на практике превращается благородное стремление законодателей защитить неокрепшие умы своих граждан от опасного контента? Посмотрим на опыт северного соседа. В свое время в число «экстремистских» (по решению Минюста России) сайтов попал проект Максима Мошкова «Самиздат». Затяжная война с провайдерами и судебными решениями вынудили, в конце концов, владельца ресурса переехать на другой адрес. Таким же «переездом» завершилась эпопея из-за публикации пользователем на ресурсе «Guns» картинок из «Белого букваря» (запрещен Минюстом России). То есть, блокировке подвергаются не конкретные страницы с опасным контентом, а глобально весь ресурс.

После того, как российский закон №89417-6 был подан на второе чтение (в итоге успешно пройденное), русскоязычная часть Википедии устроила однодневную забастовку для демонстрации возможных последствий принятия законопроекта. Результат – отсутствие доступа к ресурсу по прямому адресу не только у жителей России, но и всех русскоязычных пользователей Вики.

Что характерно, в предлагаемых законах уровень «экстремальности» или «нелегальности» контента носит субъективно-оценочный характер. Решение о степени опасности той или иной информации, размещенной на определенном ресурсе, принимают специальные эксперты. Гарантии, что «под раздачу» не попадут неугодные определенным политическим силам или привлекательные для рейдеров интернет-ресурсы, нет.

Украинские законодатели пока ограничились законопроектом №6523 (касается вопросов авторских и смежных прав), который пытается добраться до второго чтения. Формально этот законопроект направлен на борьбу с интернет-пиратсвом и защиту цифровых авторских прав. Однако не секрет, что среди депутатов Верховной Рады присутствуют настроения цензурить всех и вся. Так что не исключено, что конец 2012 года принесет Украине не только новые выборы, но и новые правила информационной игры.