Опасные моменты в работе с контекстной рекламой

Автор: | 24.09.2012

Контекстная реклама – это быстрый и эффективный способ привлечения новых клиентов. Но, также как и в SEO, конкуренция в некоторых тематиках очень серьезная, что подталкивает  некоторых конкурентов вести нечестную борьбу.

В этой статье я хочу рассказать о самых распространенных способах нечестных атак, с которыми вы можете столкнуться. А также предложить возможные способы борьбы с ними.

Кликфрод (скликивание)
Это самый распространенный и простой способ черной конкуренции. Кликфрод походит от английский слов «click» (клик) и fraud (мошенничество) и по сути являет собой ложные клики с одной единственной целью – слить бюджет конкурента. Как результат, низкая конверсия, деньги на ветер, все чаще и чаще начинают появляться мысли «а может бросить это все…» Как правило, кликфродом занимаются сами рекламодатели, но иногда такие услуги предлагают  и рекламные агентства.  Такие конторы сразу же нужно вносить в черный список, так как завтра они могут предложить вашему конкуренту скликивать ваш рекламный бюджет.
Размещая объявления на сайтах-партнерах, имейте в виду, что кликать «просто так» любят и вебмастера, дабы заработать больше. Как правило, системы  их быстро вычисляют и исключают  из контекстной сети,  но не всегда это удается. Тем более что купить скрипт для скликивания  контекстной рекламы очень просто.
Если читать исследования о доле мошеннических кликов в контекстной рекламе, то результаты немного озадачивают. Согласно одним исследованиям – это 30%, согласно другим – 3 %. Что интересно, меньшие цифры озвучивают представители систем контекстной рекламы, дабы уверить клиентов в надежности и эффективности рекламы, что, в принципе, логично. Безусловно, Google, Яндекс, Бегун, другие системы контекстной рекламы всячески стараются защитить своих клиентов от кликфрода. Во многих случаях  системы определяют злоумышленников, и потерянные деньги возвращаются на ваш счет.  Но, к сожалению, не всегда получается отследить такие мошеннические операции.  В борьбу с о скликиванием  нужно подключаться самому.

Несколько советов, как понять, что ваш рекламный бюджет скликивают конкуренты:

  • Если вы заметили резкие изменения в статистике, то это сразу должно вас насторожить. За время ведения рекламной кампании вы уже знаете, сколько в среднем человек посещает ваш сайт, какие средние показатели отказов, сколько времени человек проводит на сайте, сколько страниц в среднем просматривает. Если вы ничего не меняли в объявлениях и на сайте, а в один прекрасный день вместо обычных 20-30 посетителей  пришло 100, то сначала нужно учесть фактор сезонного спроса, если такой может быть, а если нет, то заняться детальным анализом ситуации. Следует сравнить параметры пришедших посетителей (ip, браузер, страну) с предыдущими, и если изменения покажутся вам неестественными, то обратиться к сотрудникам контекстной рекламы с просьбой рассмотреть вопрос в кликфроде
  • Чтобы уменьшить вероятность скликивания, используйте геотаргетинг. Очень часто для кликфрода  используются инструменты с IP-адресами, которые находятся где-то в Индии или Аргентине. А если в настройках вы укажите регион Киев, например, то о такой накрутке можете не беспокоиться.
  • Необоснованное ухудшение конверсии также может свидетельствовать о возможном кликфроде. В этом случае внимательно проанализируйте все показатели, указанные в первом пункте выше.

Бдительность и еще раз бдительность, вот что эффективно помогает бороться с кликфродом.

Накрутка CTR
Очень простой и довольно эффективной способ черной конкуренции: накрутить показы по вашему объявлению, при этом не кликая по нему. Как это делается: конкурент на время убирает свое объявление по определенному запросу, а потом с помощью сторонних средств  накручивает его показы;  CTR вашего объявления снижается (показы есть, кликов нет), а стоимость клика повышается. Таким образом, конкурент занимает первые позиции в показах и платит при этом меньше.
Безусловно, поисковые системы стараются отслеживать  такие действия, но не всегда получается  им препятствовать.  Внимательно анализируйте ключевые слова для показа, выбирайте наиболее конкретные и ограниченные.  А если вы видите, что вас таки накручивают, отключите объявление на некоторое время.

Черный PR (фальшивые объявления)
Отмечу, что данный способ нечестной конкурентной борьбы не очень популярен, но бывает. Суть и цель черного пиара ясна – очернить конкурента, для этого придумываются объявления, которые подчеркивают невыгодность  предложения той или иной фирмы.

Объявление может быть таким:
«Молодежный кредит. Всего 50% годовых»

Как видим, цель даже не в кликах, главное – испортить конкуренту имидж. И так мало кто доверяет государственной молодежной программе кредитирования, а прочитав такое объявление, так и совсем на нее надеяться перестанешь и пойдешь в банк брать кредит под 20%, что тоже невыгодно.. но это же не 50%.
Системы контекстной рекламы пока не разработали механизма  подтверждения своих прав на владение целевым доменом (сайт, который указывается в объявлении для перехода). Под разными логинами можно вести сколько угодно рекламных кампаний для одного сайта. Поэтому нечестным конкурентам не составит труда завести еще одну рекламную кампанию, указав адрес вашего сайта и придумав ужасающие объявления, как в примере.
Если вы увидели объявление, которое вы не давали, пишите в службу поддержки, объясните ситуацию, объявление снимут.

Внимательно следите за своими рекламными кампаниями. И обязательно боритесь с нечестной конкуренцией.