Как реклама влияет на сознание потребителя

Автор: | 13.11.2012

Несмотря на то, что основной задачей рекламы изначально было донесение до потребителя информации о товаре или услуге, их характеристиках, преимуществах, сегодня она часто становится способом манипулирования. Как влияет реклама?

Этот вопрос постоянно задают себе не только специалисты, ищущие новые способы эффективного воздействия, но и потребители, которые, подчас, относятся к рекламе, как к способу манипулирования сознанием.

Как влияет реклама?

К сожалению, рекламная деятельность нередко использует манипулятивные способы воздействия на человека, несмотря на то, что назвать их действительно этичными и добросовестными было бы крайне сложно. Такая реклама, как правило, обладает высокой эффективностью, но вызывает у потребителя ощущение обмана, приводящего к усилению недоверия к любой подобной информации.

Справедливости ради следует отметить, что далеко не все рекламные сообщения носят манипулятивный характер. Многие из них являются действительно информативными, разработанными с целью донесения до потребителя важной информации. Задумываясь о том, как влияет реклама, в первую очередь необходимо оценить ее воздействие с точки зрения различных способов манипуляции.

Популярные способы манипуляции

Самый простой и популярный способ манипуляции сознанием, широко используемый в рекламе – отвлечение внимания. Внимание может быть отвлечено на непрактичные свойства товара, которые можно условно считать его преимуществами, устраняя вероятность концентрации внимания потребителя на действительно важных характеристиках рекламируемого изделия.

Широкое использование в рекламной деятельности нашла технология «проблема-реакция-решение». Суть ее заключается в том, что на самом деле никакой проблемы не существует, она создается искусственно. Следом за этой надуманной проблемой всегда следует реакция – что делать? – после чего предлагается единственно верное эффективное решение – использование рекламируемого товара.

Для продвижения непопулярных и не нужных продуктов в рекламе применяется метод постепенного применения. Сначала реклама создает некую интригу, позволяющую заинтересовать потенциального потребителя. Затем интрига раскрывается, зрителю показывается продвигаемый продукт. Последний этап – подача информации и «команда к действию», облаченная в слова и призывающая немедленно приобрести товар.

Еще один способ продать ненужную вещь – метод отсрочки исполнения. Применение этого метода основано на особенностях психологии человека, который значительно проще соглашается на жертвы в будущем, чем в настоящем, а также слепо верит в то, что завтра все обязательно изменится в лучшую сторону. Этот способ чаще всего используется в рекламе товаров, предлагаемых в кредит. Отсрочка исполнения в данном случае заключается в том, что необходимость оплаты отодвигается на тот или иной срок.

Парадоксально, но факт, высокой степенью манипулятивного воздействия обладает реклама, изобилующая инфантильными речевыми оборотами. Все доводы в такой рекламе выглядят таким образом, как будто она ориентирована на детей. Этот метод также основан на особенностях психологии. У человека, с которым разговаривают как с ребенком, практически полностью отсутствует критическая оценка сложившейся ситуации.

Упор на эмоциональную сферу используется и в добросовестной рекламе, но в манипуляции он всегда будет превалировать над рациональной сферой, разумом. Воздействие на эмоции, также как и предыдущий прием, не позволяет адекватно оценивать информацию и делать осмысленные выводы. Воздействие на эмоции позволяет закрепить в подсознании любые мысли и желания, модели поведения.