Логин
Пароль
 
 

Способности

индивидуально-психологические особенности субъекта, выражающиеся в быстром овладении какими-либо видами деятельности и высоком качестве выполнении этих деятельностей. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, они также выражаются в готовности к освоению новых способов. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью.Принято различать общие и специальные способности. К общим способностям, которые реализуются в широком спектре деятельностей, принято относить общий интеллект, креативность (способность к творчеству) и обучаемость. 
Специальные способности соотносятся с конкретной деятельностью. На основе выделения видов деятельности человека и соответствующей предметной области принято выделять творческие (музыкальные, литературные, художественные), научные (математические, лингвистические, гуманитарные) и инженерно-технические способности. По видам психических функциональных систем (психических процессов) принято выделять сенсорные и сенсомоторные, перцептивные, мыслительные, коммуникативные, аттенционные (от англ. attention – внимание), мнемические,(от греч. mn?m? –память)   имажитивные, (от англ. image – образ, представление). Происхождение способностей представляет собой очень сложный вопрос. Природными предпосылками способностей являются задатки. 
Но то, насколько проявятся задатки, зависит от условий индивидуального развития, от собственной активности субъекта. Важным условием развития способностей является высокая мотивация, обеспечивающая интенсивность соответствующей деятельности. Неблагоприятными условиями для развития способностей являются: обедненная среда, вызывающая нехватку внешних впечатлений; неблагоприятные общие условия воспитания, вызывающие у ребенка угашение спонтанной активности и снижение мотивации вследствие принуждения, а также затраты сил на негативные переживания вследствие нарушения отношений с взрослыми. Уровень и степень выраженности способностей описывается понятиями одаренность, талант, гениальность.