Логин
Пароль
 
 

Формирующий эксперимент

особый вид эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления (составляющие предмет изучения) не только вызываются (измеряются), но и формируются (создаются) в условиях опыта. Начал широко применяться в психологии с 1930-х гг. (Экспериментально-генетический метод, Экспериментальное обучение, Обучающий эксперимент, Преобразующий эксперимент). 
С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние психических особенностей (знаний, способностей, умений, навыков и т.п.), сколько механизмы их становления, формирования. В этих целях основному этапу эксперимента предшествует предварительный — так называемый констатирующий – этап эксперимента, который дает возможность выявить (замерить) наличное состояние изучаемых особенностей. На основном (формирующем) этапе организуется специальная деятельность испытуемого, которая, по мнению исследователя, должна привести к изменениям изучаемых особенностей. В случае необходимости исследователь оказывает необходимую, строго дозированную помощь. 
На заключительном – контрольном – этапе эксперимента вновь происходит измерение (выявление) изучаемых психических особенностей и через сопоставление с данными констатирующего этапа выявляются произошедшие изменения. Если изучаемые психические особенности изменились в ходе эксперимента, то исследователь делает выводы, что смоделированная им на формирующем этапе деятельность испытуемого действительно составляет механизм развития данных особенностей. Этим формирующий эксперимент в психологии отличается от формирующего эксперимента в педагогике, где задачей является проверка эффективности методики обучения или воспитания.