Логин
Пароль
 
 

Формирование навыка

процесс выработки автоматизированного способа выполнения действия (операции). В динамическую структуру навыка входят когнитивные компоненты (программа действия и контроль за его совершением (текущего и конечного), образ исполнительного акта, сенсомоторный образ рабочего пространства), а также исполнительные (моторные) компоненты. Взаимоотношения между этими компонентами подвижны, они меняются в процессе освоения навыка. 
Благодаря формированию навыка действие (=операция) начинает выполняться быстро и точно, а его контроль смещается на периферию сознания. Это создает условия для того, чтобы сознание могло быть направлено на освоение других, более сложных действий. Однако в случаях затруднений или нарушений привычного процесса осуществления навыка сознательный контроль усиливается. При формировании навыков, особенно двигательных, полезен принцип «повторение без повторения», когда при отработке навыка действие постоянно варьируется для поиска оптимальных способов его осуществления и контроля.
Процесс формирования навыка зависим от мотивации, числа повторений, от осознания содержания действия и качества его ориентировочной основы, от характера подкрепления. Также в ходе формирования навыка могут возникать явления переноса и интерференции.
Проблемы формирования навыков, их положительного переноса и способы преодоления интерференции составляют важные задачи педагогической психологии.