Логин
Пароль
 
 

Дамир Халилов: Тренд современного SMM предполагает его полное обеление, и серые методы становятся все менее эффективными

Сегодня мы поговорим с человеком, который принимал непосредственное участие в формировании и развитии SMM-маркетинга в Рунете и СНГ.


С человеком, который написал сотни полезных статей и книг по Social Media Marketing, провел десятки семинаров, тренингов и публичных выступлений.


Итак, у нас в гостях – Дамир Халилов, генеральный директор PR-агентства GreenPR, одного из самых известных в России агентств, занимающихся продвижением в социальных сетях.


О работе

Как Вы попали в рекламный бизнес? Как и когда поняли, что это «моё»?

Рекламой я хотел заниматься с детства. Мне всегда казалось, что реклама должна быть более качественной, чем та, которую мы видим в СМИ. С 2000 года я занимаюсь интернет-маркетингом. В 2005 стал директором крупного питерского интернет-агентства. В 2006 открыл свое агентство Green PR.


Вы известный в рунете специалист по SMM-маркетингу. Как Вы развивали свой персональный бренд?

У меня никогда не было задачи развития персонального бренда, была задача делиться знаниями и опытом с другими людьми, была задача развивать рынок, принести в Россию тренд социализации маркетинга. Для этого я использовал и использую блоги, Twitter, Facebook., много выступаю на специализированных мероприятиях, веду тренинги.


Какую свою рекламную кампанию Вы считаете самой удачной?

Пожалуй, кампанию фейкового ребрендинга для Евросети.


Вы постоянно участвуете в разных конференциях, форумах, сами проводите семинары и тренинги. У Вас остается время на непосредственную практику? Вот новую книгу планируете издать. Складывается мнение, что сейчас Вы только теорией занимаетесь. Это так?

Нет, это не так. Основным моим занятием было и остается управление моим агентством Green PR. Успевать делать все, совмещать различные занятия – вопрос управления временем.


Greenpr - рекламное агентство полного цикла. Приходится ли иногда искать людей на фрилансе? Может кто-то из команды заболел, уволился, а может, именно под этот проект нужен другой человек? Какие Ваши впечатления от сотрудничества с фрилансерами?

Периодически мы работаем с фрилансерами, но стараемся основную часть работы выполнять внутри компании силами штатных специалистов.

Сотрудничеством с фрилансерами я доволен, поскольку у нас не бывает случайных людей. Все фрилансеры проходят предварительный тестовый период.


Помимо Москвы, филиалы Вашего агентства есть в Лос-Анджелесе, Киеве и Астане. Как Вы организовываете бизнес в разных странах? Есть ли существенные отличия между заказчиками и проектами в этих странах?

Да, значительно отличаются задачи, популярные социальные сети и бюджеты на продвижение.


С какими украинскими рекламными компания Вы сотрудничали? Какую считаете самой перспективной?

С теплотой отношусь к компании Promodo, агентству Brandcom, компании UaMaster. Считаю их профессионалами, которые формируют украинский рынок.


О SMM

Какую социальную сеть Вы наиболее часто используете в работе? Почему?

Чаще всего использую Вконтакте, поскольку это наиболее активная социальная сеть, а также потому, что возможности для таргетинга аудитории достаточно глубоки.


Каким категориям брендов и компаний реально нужны социальные сети?

Наиболее востребован SMM у компаний из следующих индустрий:

Интертеймент

Финансовые структуры

Политические кампании

FMCG

Недвижимость

Средний и малый бизнес


Насколько вложения в общество оправдывают себя? Реально ли подсчитать пользу, которую извлекает бренд из такого сообщества? Как считать эффективность?

Все зависит от задач, с которыми компания идет в социальные сети, от того насколько уникальный продукт, от того, как качественно ведутся работы. Если все просчитано и реализовано верно, то эффект безусловно будет и его можно просчитать.


Как бренду понять, что его не обманывает агентство и ему в группу не добавили 10 000 фейков вместо 10 000 людей?

Во-первых, нужно с вниманием отнестись к выбору агентства: посмотреть портфолио, узнать о методиках работы.

Во-вторых, обратить внимание насколько пользователи в группах соответствуют портрету целевой аудитории, которую обозначило агентство.

В-третьих, обратить внимание на активность пользователей и их возврат в сообщество.


Как определить изменения в репутации бренда после 2х, 3х месяцев работы?

Используются те же методики, что и в классическом маркетинге: опросы, социальные исследования, работа с фокус-группами.


В какой форме вы предоставляете заказчику отчет о работе? Какие цифры там присутствуют?

В отчете мы даем список размещений, анализируем охват аудитории, количество вступивших в сообщество, их активность, трафик из социальных сетей на внешние сайты, качество этого трафика, покупательскую активность пользователей.


На мероприятии проводимым тренинговым центром «PowerSchool», говоря о троллинге в контексте нейтрализации негатива, Вы посоветовали особо не обращать на него внимание, но тем не менее отслеживать. А как Вы относитесь к троллингу как к способу привлечения внимания пользователей?

Троллинг – это всегда отвратительно, это всегда негатив по отношению к интернет-пользователям и использовать его в маркетинговых целях неэффективно.


Какие категории вирусного контента Вы используете в работе? Какая работает лучше всего?

Видеоролики, вирусные инфоповоды, вирусные сайты, вирусные фотографии, вирусные флешмобы. Выделить одну категорию, которая работает лучше других невозможно. Все зависит от задач и специфики бизнеса.


Вопрос о фейках в сетях. Как-то читала занимательную статью, где один очень внимательный пользователь заметил, что инфу на страницах таких известных брендов как МТС, МегаФон, Билайн частично лайкают пользователи, у которых ни друзей, ни интересов… Это явная дискредитация, конечно. Но существуют же рекламные кампании, в которых без фейков не обойтись?

Фейки – это черный метод продвижения, который несет маркетинговые и репутационные риски. Поэтому их не нужно использовать ни при каких условиях. То, что некоторые компании используют ботов для видимости повышения количества подписчиков, говорит о том, что они работают либо с недобросовестными исполнителями, либо проявляют недальновидность при планировании кампании.


Прочитала в одном из Ваших интервью, что Вы больше не занимаетесь скрытым маркетингом на форумах. Почему?

Тренд современного SMM предполагает его полное обеление, и серые методы становятся все менее эффективными.


Несколько советов

Какие три совета вы могли бы дать молодым SMM специалистам?

Анализировать специфику поведения целевой аудитории в каждой кампании.

Различать нюансы текстов для блогов и социальных сетей.

Постоянно отслеживать появление новых инструментов.


У Вас большой опыт работы с клиентами. Что Вы можете посоветовать SMM компаниям? Как взаимодействовать с клиентами? Что нужно сделать для того, чтобы достичь успеха в SMM бизнесе?

Могу посоветовать больше внимания уделять определению задач клиента, держать клиента в курсе всей кампании, организовать безупречную аккаунт-поддержку. У клиента всегда должно быть понимание что делается и какую пользу это принесет конкретно его бизнесу.


А что посоветуете тем, кто только-только думает начать?

Могу посоветовать много учиться самостоятельно, пойти работать junior-менеджером (возможно, бесплатно) в хорошее агентство.


Обо всем

В какой социальной сети Вы зарегистрированы вот просто как обычный пользователь? Или таковой нет? Везде занимаетесь работой? Развитием персонального бренда?

Для себя я использую Facebook, Twitter, Вконтакте. Еще раз повторю, что специально не занимаюсь развитием персонального бренда, пишу о том, что мне близко и чем хочу поделиться с другими людьми.


Вы зарегистрированы в FB, VK, Tw, Google+. Зачем Вам еще нужны linkedin.com и foursquare.com? Это дань моде, пережиток прошлого или действительно полезные деловые контакты?

Это живые самобытные интересные социальные сети, чей функционал для меня важен.


Вконтакте Вы состоите в стольких группах... несколько листингов экрана. Большая часть их них это Ваши проекты?

В большую часть этих групп я вступаю, чтобы анализировать, что происходит на рынке, какие компании что предлагают, какие приемы используют.


Особенностью творческой профессии является то, что она увлекает целиком и полностью. Остается ли у Вас достаточно времени на личную (семейную) жизнь? Родные и близкие не жалуются на Вашу постоянную занятость?

Да, творческий процесс всегда увлекает. Действительно, могу сказать, что последние 7 лет у меня горят глаза от тематики SMM.

Семьи у меня нет, но на личную жизнь время остается. Как я уже говорил, это только вопрос эффективного управления временем.


Чем Вы увлекаетесь помимо работы? Часто ли находите на это время? Используете ли Вы свои увлечения в работе?

У меня есть несколько ключевых увлечений:

Современное искусство. Мне очень нравится вектор, в котором развивается искусство сейчас. Я часто посещаю галереи, езжу в главные музеи современного искусства в мире, например, МОМА.

Литература. Я много читаю художественной и бизнес литературы. Иногда немного пишу.

Путешествия. Мне нравится смотреть на разных людей в разных концах света.


Вы много читаете художественной литературы. Какой роман вы считаете своей знаковой книгой?

Главная книга для меня – «Над пропастью во ржи» Сэленджера. Когда я впервые приехал в Нью-Йорк, я специально прошел по маршруту Холдена Колфилда: заходил в те же бары, заказывал те же напитки, кормил уток в том самом пруду. Это позволило мне увидеть Нью-Йорк глазами Холдена.

Также люблю «100 лет одиночества» Маркеса, «Пролетая над гнездом кукушки» Кизи, книги Борхеса, Кафки, Тимати Лири.


Какое Ваше жизненное кредо?

Двигаться вперед!

 
Имя (обязательно)
 
E-mail (обязательно)
Запомнить Вас?